"Учитель не открывает истины, он - проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель - лишь катализатор."
Брюс Ли
|
Выступление на районом семинаре - практикуме "Создание комфортной образовательной среды на уроках физической культуры для детей с ОВЗ"
Затонская Е. В.,
учитель физической культуры
I квалификационной категории
Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия "инвалид", ребенок с ОВЗ "физическая активность", а, тем более, "спорт" несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным детям как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации, поддержания физических возможностей и укрепления здоровья.
Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляется каждому ребенку с ОВЗ.
Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами. В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы. Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи. Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др. Вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК. У человека с отклонениями в физическом или психическомздоровьеадаптивная физкультура формирует:
- осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
- способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
- способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
- осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
- желание улучшать свои личностные качества;
- стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Именно поэтому в работе с детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционно-развивающая направленность адаптивного физического воспитания занимает приоритетное место.
Специалист адаптивной физической культуры самостоятельно проводит педагогическую диагностику, выявляя состояние отдельных двигательных функций, физических и координационных способностей. Его задача состоит в том, чтобы правильно интерпретировать результаты медицинской и психологической диагностики и на основе сопоставления и анализа этих данных планировать стратегический путь и оперативные способы, методы и приемы коррекции и развития.
Принцип дифференциации и индивидуализации.
Первый принципозначает объединение детей в относительно однородные группы.
Принцип компенсаторной направленности педагогических
воздействий в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций и формирования ≪обходных путей≫.
Принцип учета возрастных особенностей. Ребенок с отклонениями в развитии проходит все те же стадии развития, что и здоровый, но только у первых этот процесс протекает медленнее и с другим конечным результатом.
Принцип адекватности педагогических воздействий означает решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям ребенка.
Принцип оптимальности педагогических воздействий означает сбалансированные величины нагрузки, стимуляцию адаптационных процессов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также физическая нагрузка ,которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.
Принцип вариативности педагогических воздействий означает бесконечное многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования, эмоционального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения(зрительные, тактильное, слуховые), речь (подвижные игры с речитативами), мелкую моторику (≪пальчиковые≫ игры), интеллект (игры со счетом, выстраиванием слов и т. п.).
Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи в становлении личности ребенка, необходима такая организация микросоциума, которая могла бы максимально стимулировать его развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на физическое и психическое состояние ребенка
В нашей школе мы работаем с детьми с нарушениями зрения и нарушениями интеллекта.
У незрячих детей отмечаются такие нарушения зрения, как снижении функций зрительного анализатора, поражения органа зрения или глаза в целом. Учителю, воспитателю родителю необходимо знать как видят дети с различными нарушениями зрения.
Упражнения следует располагать в следующем порядке:
Специальные дыхательные упражнения (если они есть) проводятся первыми, так как требуют внимания. Кроме того создаются благоприятные условия для дальнейшей физической работы;
Упражнения для рук и плечевого пояса – для формирования правильной осанки. При отсутствии специальных дыхательных упражнений по возможности надо фиксировать вдох и выдох;
Повороты, наклоны в сторону или наклоны вперед;
Упражнения для ног из исходного положения стоя (махи, приседания, упражнения на координацию с некоторыми элементами спортивной гимнастики, выставление ног с вытягивание носка, на развитие функции равновесия);
Наклоны туловища вперед (с прямой или согнутой спиной из исходного положения стоя, стоя на коленях и др.);
Упражнения для ног и брюшного пресса из исходного положения лежа на спине, сидя и т.п.;
Упражнения для туловища из исходного положения, лежа на животе;
Для детей с нарушением зрения:
Включение в комплекс упражнений коррекционных заданий (упражнения на формирование осанки, координацию движений, на развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения, которые должны быть скоординированы с упражнением для мышц глаз);
При выполнение общеразвивающих упражнений индивидуально дозируются темы, количество упражнений в зависимости от степени зрительного дефекта;
Подбор упражнений с учетом используемых пособий и снарядов;
Необходимо во всех возрастных группах включать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку и т.д.
ЗПР является одной из форм нарушения психического аспекта здоровья. Следовательно, дети с таким отклонением составляют отдельную социальную группу, связанную с наличием у них физического и (или) психического недостатка, которая нуждается в специальных индивидуализированных методах обучения и воспитания.
Основные задачи совпадают с задачами физической культуры здоровых школьников
Рекомендации (для детей с ЗПР)
1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, мета
нии, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.:
• согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног,
туловища, головы);
2. Коррекция и развитие координационных способностей:
• ориентировки в пространстве;
• ритмичности движений;
• точности мелких движений кисти и пальцев.
3. Коррекция и развитие физической подготовленности:
• развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных спо-
собностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
4. Коррекция и профилактика соматических нарушений:
• формирование и коррекция осанки;
5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных
способностей:
• коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
6. Развитие познавательной деятельности:
Расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью физических упражнений В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в следующие группы.
Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с детьми ОВЗ, показывает что физическая культура и спорт среди данного контингента являются наиболее действенными методами реабилитации.
Презентация скачать
Документ Word скачать
Выступление на региональной научно-практической конференции "Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта"
Затонская Е.В.
«Состояние и проблемы адаптивной физической культуры в региональных условиях»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа № 10»
Город Куйбышев
Долгие годы бытовало мнение, что понятия "инвалид", ребенок с ОВЗ "физическая активность", а, тем более, "спорт" несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным детям, как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения.
Одной из основных задач современного общества по отношению к инвалидам и детям с ОВЗ является максимальная их адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, овладению профессией. Проблема нормального функционирования и взаимодействия в обществе человека с ограниченными возможностями предполагает процесс расширения и приумножения социальных связей, создание полноценных условий для достижения максимально возможной совместимости инвалида с естественной социальной средой. Интеграция инвалидов и детей с особыми потребностями в общество, может осуществляться только путем их развития и включения в разнообразную социально значимую деятельность. Активизация работы средствами адаптивной физической культуры и спорта имеет большое социальное значение и способствует гуманизации самого общества и, в первую очередь, изменению отношения к этой группе населения.
Адаптивная физическая культура и спорт имеют многофункциональную направленность на всестороннее развитие личности человека с ограниченными возможностями здоровья, решение коррекционных, компенсаторных и оздоровительных задач с целью преодоления дефектов физического развития, компенсации недостатков в двигательной сфере.
Для того чтобы система адаптивной физической культуры и спорта функционировала эффективно, необходимо соответствующее ресурсное обеспечение: контингент занимающихся АФК, кадры, финансы, материально-техническое, информационное, программно-методическое.
Существующие проблемы развития адаптивной физической культуры и низкая эффективность принимаемых мер по их разрешению выдвигают на первый план необходимость развития адаптивной физической культуры и спорта среди инвалидов и лиц с ОВЗ. Необходимо организовать пропаганду активных физкультурно-спортивных занятий, физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта, как составляющей части здорового образа жизни. Необходимо вовлечение как можно большего числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в занятия адаптивной физической культурой и спортом. Важно активизировать их участие в различных физкультурно-спортивных мероприятиях, так как они дают инвалиду возможность вернуться к активной жизни, невзирая на ограниченные возможности.
Важной проблемой остается кадровое обеспечение адаптивной физической культуры и спорта. Прежде всего, это повышение квалификации и переподготовка кадрового потенциала по новым спортивно-педагогическим технологиям с учетом контингента занимающихся.
Недостаток профессиональных кадров осложняет реализацию задач адаптивной физической культуры. Специалист по адаптивной физической культуре должен быть хорошо ориентирован в профессиональной сфере, видеть перспективы ее дальнейшего развития и совершенствования, понимать значимость данного вида социальной практики. Профессиональная деятельность специалиста по адаптивной физической культуре выходит за рамки традиционной педагогической деятельности, и направлена к одной цели – содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
В новых современных условиях жизни общества возникает потребность в подготовке специалистов на перспективу, а это влечет за собой создание новых учебных технологий, учебно-методической базы и научно-исследовательской работы. В настоящее время накоплен большой опыт применения средств и методов АФК в работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов, особенно в лечебном и образовательном направлениях. Однако явно недостает обобщающих работ, в которых бы рассматривали методологическую основу этой области социальной практики. Не решенной остается проблема разработки и написания адаптивных программ.
Развитие системы адаптивной физической культуры и спорта может быть эффективным только при соответствующем развитии материально-технической базы данной сферы. В настоящее время материально-техническое обеспечение учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность, находится на достаточно низком уровне. Это проявляется в отсутствии помещения оборудованного с учетом современных требований для занятий лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность. Сфера профессиональной деятельности специалиста по АФК такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальной значимых проектов, конкурсов различного уровня с целью получении грантов для приобретения специального современного оборудования.
Отсутствие согласованных действий между специальными учреждениями которые призванные содействовать развитию адаптивной физической культуры и спорта не позволяет создавать все необходимые организационно-практические условия для стратегии развития этой системы, координировать усилия всех организаций, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом инвалидов. Принципиальным вопросом развития системы адаптивной физической культуры и спорта является межведомственный характер этой работы. Поэтому открытость системы ставит перед учреждениями, входящими в систему управления развитием адаптивной физической культуры и спорта, прежде всего задачи по налаживанию действенных связей с внешней средой, которая оказывает определенное влияние на ее функционирование. Взаимодействие системы с внешней средой может иметь различные аспекты: нормативно-правовые, экономические, управленческие и другие, прежде всего связанные с созданием условий для осуществления физкультурно-спортивной деятельности с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность.
Презентация скачать
Документ Word скачать
АФК Рекомендации
Коррекция бега
Коррекция бега
У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах.
Физические упражнения для коррекции бега
№ пп
|
Упражнения
|
Коррекционная
направленность
|
1.
|
Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу
|
Усвоение темпа и ритма движений, развитие
|
2.
|
Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного)
|
Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног
|
3.
|
«Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа
|
Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания
|
4.
|
Бег «змейкой», не задевая предметов; то же – вдвоем, держась за руки
|
Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений
|
5.
|
Бег по прямой по узкому (30-35 см) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками и т. п.)
|
Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем
|
6.
|
Бег с подскоками
|
Ритм движений, соразмерность усилий
|
7.
|
Бег с максимальной скоростью на 10,20, 30 м наперегонки
|
Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем
|
8.
|
Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик)
|
Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества
|
9.
|
Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом, скакалками)
|
Дифференцировка усилий и длины шага
|
10.
|
«Пони». Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка
|
Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение
|
11.
|
Бег медленный в чередовании с ходьбой (5-10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями
|
Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы
|
12.
|
«Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей)
|
Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, скоростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата
|
13.
|
Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, друга назад, руки в стороны). Держать 5 с.
|
Быстрота двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестибулярного аппарата
|
14.
|
Бег за обручем
|
Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий
|
15.
|
Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, 4 кегли)
|
Координация движений, приспособление к изменившимся условиям, согласованность действий
|
16.
|
По сигналу добежать до мяча, лежавшего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, положить мяч на линию старта
|
Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата
|
Коррекция дыхания
Коррекция дыхания
Для детей с умственной отсталостью характерно неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом дыхания и согласовывать его с движением. Дети должны уметь пользоваться грудным, диафрагмальным (брюшным) и смешанным (полным) дыханием. Вначале различные типы дыхания осваиваются в покое, а затем в сочетании с движениями. Вдох и выдох проводят через нос, причем выдох должен быть продолжительнее вдоха, что способствует более полноценному последующему вдоху. Чем раньше ребенок научится правильно дышать, тем выше эффект физических упражнений.
Упражнения для коррекции дыхания
№ пп
|
Упражнения
|
Коррекционная направленность
|
1.
|
Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, правая рука на груди, левая - на животе - глубокое медленное дыхание через нос
|
Понимание механизма полного дыхания: правая контролирует грудное дыхание (грудь поднимается), левая – брюшное (поднимается живот)
|
2.
|
Лежа на спине, руки вдоль туловища - глубокий вдох через нос (вдохнули «запах цветка»), медленный выдох через нос
|
Увеличение глубины дыхания, при учение к глубокому дыханию, образное мышление
|
3.
|
Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях - глубокий вдох и выдох
|
Увеличение глубины полного дыхания в статической позе
|
4.
|
То же, с заданным ритмом дыхания: вдох на 3 счета, выдох - на 4 («сдунули одуванчик»)
|
Усвоение ритма полного дыхания
|
5.
|
Стоя, руки на пояс - глубокий вдох через нос и выдох через рот, губы трубочкой («погасили свечу»)
|
Увеличение глубины диафрагмального дыхания, образное мышление
|
6.
|
Сидя на полу, согнув колени, локти упираются в живот, открытые ладони перед собой - глубокий вдох и (длинный выдох «подули на молоко»)
|
Увеличение глубины грудного дыхания, образное мышление
|
7.
|
Лежа на спине, поднимание рук вверх - вдох, опускание - выдох
|
Усиление глубины вдоха в сочетании с движением
|
8.
|
Сидя на стуле, положив набивной мяч (2 кг) на живот и удерживая его руками, - глубокий вдох, медленный вы-
дох, рот трубочкой
|
Увеличение подвижности диафрагмы, усиление глубины вдоха
|
9.
|
Сидя на стуле, развести руки в стороны - глубокий вдох, на выдохе - наклон вперед, доставая руками носки ног
|
Согласование дыхания с движением, акцентированный сильный выдох
|
10.
|
Стоя, руки перед грудью, после глубокого вдоха - на выдохе пружинящие отведения назад рук, согнутых в локтях
|
Согласование дыхания с движением, парциальный выдох (на 4 счета)
|
11.
|
«Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки в замок - глубокий вдох - поднять руки, на выдохе с наклоном резко опустить руки, произнося «У-У-УХ»
|
Согласование дыхания с движением, акцентированный выдох, развитие дыхательной мускулатуры
|
12.
|
«Лягушка». Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед с взмахом рук. На взмахе глубокий вдох, во время прыжка - сильный выдох с произнесением звуков КВА
|
Согласование дыхания с движением, акцентированный выдох, развитие дыхательной мускулатуры
|
13.
|
Ходьба, руки на поясе с различными вариантами дыхания: на 3 шага - вдох, на 3 шага - выдох; на 4 шага - вдох, на 4 шага - выдох; на 2 шага - вдох, на 3 шага - выдох; на 3 шага - вдох, на 5 шагов - выдох и др.
|
Акцентирование внимания на дыхании, варьирование частоты дыхания, согласование заданной
частоты дыхания с движением
|
14.
|
Бег с акцентированным вниманием на дыхание: а) после сильного вдоха через нос, не задерживая дыхания, -
постепенный выдох на каждый шаг, на четвертом - полный выдох через рот с произнесением звуков «ф-фу»; б) на 4 шага постепенный вдох, на 4 шага - постепенный выдох; в) на 2 шага - вдох, на 4 шага - выдох
|
Усвоение разных ритмов дыхания, согласование с движением, внимание на выдохе
|
15.
|
Бег с произвольным дыханием, ускорениями, остановками, прыжками и т.п.
|
Развитие кардиореспираторной системы, определение индивидуального ритма дыхания
|
16.
|
Бег с ходьбой по дорожкам парка, по пересеченной местности с регулированием частоты и глубины дыхания
|
То же
|
17.
|
То же, при передвижении на лыжах, коньках, подвижных и спортивных играх
|
То же
|
Физическая культура для детей с умственной отсталостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме. Степень адаптации находится в прямой зависимости от клинико-психопатологического состояния детей, поэтому учителю физической культуры для продуктивной педагогической деятельности необходимо знать характерные проявления основного дефекта, особенности физического, психического, личностного развития данной категории детей.
Физические качества школьников, с отклонениями в умственном развитии, наиболее успешно осуществляются на уроках физической культуры с использованием специальных коррекционных заданий и упражнений.
Коррекция и развитие мелкой моторики руки
Коррекция и развитие мелкой моторики рук
Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев. Отклонения всегда проявляются в целенаправленных двигательных актах, требующих точных координированных движений, в том числе и в метании.
Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь - мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары - надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи-ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения, которые можно выполнять в любой обстановке: дома, во дворе, на прогулке, в занятиях с родителями, другими детьми, самостоятельно.
Физические упражнения для коррекции и развития
мелкой моторики рук
№ пп
|
Упражнения
|
Коррекционная направленность
|
1.
|
С малыми мячами
(резиновый, теннисный и др.)
а) Перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую.
б) Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя.
в) Подбрасывание мяча перед собой правой (левой) и ловля двумя.
г) Подбрасывание мяча правой, ловля левой и наоборот с постепенным увеличением высоты полета
|
Координация движений кисти, концентрация внимания, следящие движения
Концентрация внимания, дифференцировка усилий во времени и пространстве
|
2.
|
Высокое подбрасывание мяча вверх и перед ловлей, выполнение различных движений (хлопков спереди, сзади, под коленом), поворотов направо, налево, кругом
|
Тонкая дифференцировка усилий кисти, согласованность движений рук и дополнительных движений во времени и пространстве. Переключение внимания
|
3.
|
а) Удары мяча об пол и ловля его двумя руками.
б) То же, но ловля правой (левой) рукой
|
Дифференцировка усилий, зрительный анализ зависимости высоты отскока мяча от силы и направления удара, ориентировка в пространстве
|
4.
|
а) Удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя.
б) То же с дополнительным движением перед ловлей мяча: хлопок спереди, сзади, под коленом, поворот кругом
|
Дифференцировка усилия и направления движения, регуляция мышечного направления, быстрота переключения, пространственная точность
|
5.
|
а) Круговые движения кистями вправо и влево с теннисными мячами в обеих руках.
б) Поочередное подбрасывание мячей и ловля правой, затем левой.
в) Одновременное подбрасывание 2-х мячей и ловля двумя руками после удара мячей об пол
|
Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания, тонкая дифференцировка временных, силовых и пространственных характеристик движения, одновременное решение двух двигательных задач (правой и левой)
|
6.
|
а) Поочередные удары разными мячами об пол и ловля двумя (мячи для настольного тенниса, каучуковый, резиновый, теннисный).
б) Удары разными мячами о стену.
в) Подбрасывание и перекидывание мячей из одной руки в другую.
г) Подбрасывание правой и ловля правой
д) Подбрасывание левой и ловля левой.
е) Броски мяча в цель с близкого расстояния
|
Дифференцировка тактильных ощущений, дифференцировка двигательных реакций в ответ на разные раздражители, точность движений, соразмерность движения кисти и пальцев, распределение внимания
|
7.
|
Метание в горизонтальную цель (обруч) с дистанций 4-6 м.
Метание в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу
|
Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния. Ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение, скоростно-силовые качества
|
8.
|
То же, но в вертикальную цель (мишень, обруч), расположенную на стене на уровне глаз
|
Дифференцировка тактильных ощущений, сопоставление усилия и пространства, способность зрения различать расстояние, скоростно-силовые качества
|
Коррекция лазания и перелезания
Коррекция лазания и перелезания
Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезания через препятствие. Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезания корригируют недостатки психической деятельности - страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных ситуациях. Упражнения, выполняемые на высоте, должны быть объяснены и показаны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности и страховки. Для преодоления препятствий используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы.
Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания
№ пп
|
Упражнения
|
Коррекционная направленность
|
1.
|
Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой
|
Координация движений, соразмерность усилий
|
2.
|
Перелезание через рейку лестницы- стремянки
|
Ловкость, координация движений, точность перемещения, ориентировки в пространстве
|
3.
|
Лазание по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки
|
Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения
|
4.
|
Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др.
|
Ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела
|
5.
|
Перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом 10°
|
Координация, приспособительная реакция на
изменившиеся условия
|
6.
|
Лазание по наклонной скамейке произвольным способом вверх и под уклон
|
Согласованность движения, ориентировка пространстве, дифференцировка усилий
|
7.
|
Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, по одной рейке начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть)
|
Преодоление страха высоты, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, согласованность и последовательность движений рук и ног.
|
8.
|
«Корабль». Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами
|
Преодоление страха высоты, координация и согласованность движений рук и ног, профилактика плоскостопия, воображения
|
9.
|
«Ура». Подняться по гимнастической
стенке вверх, вставая на каждую ступеньку, снять ленточку, подвешенную на верхней рейке, пройти приставными шагами на соседнюю стенку и спуститься вниз тем же способом
|
Преодоление боязни высоты, пространственная ориентировка, двигательная память, профилактика нарушений осанки и плоскостопия
|
10.
|
«Черепаха». Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягиваясь на руках
|
Координация движений, мышечной силы рук и плечевого пояса
|
11.
|
Лазанье по гимнастической скамейке произвольным способом с последующим перелезанием через поролоновые кубы (плинт, горку матов)
|
Координация движений, быстрота переключения, согласованность движений, ориентировка в пространстве
|
12.
|
«Верблюд». Ползание и лазанье по гимнастической скамейке с грузом на спине (кубик, резиновое кольцо)
|
Равновесие, согласованность движений
|
13.
|
«На мачту». Лазанье вверх и вниз по веревочной лестнице
|
Ориентировка в пространстве, смелость, координация, дифференцировка пространства, профилактика плоскостопия
|
Коррекция метания
Коррекция метания
Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками; несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища.
Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, потому что их лучше держать в руках, а затем переходят к малым.
Подготовительные упражнения для метания,
освоение предметных действий с мячом
№ пп
|
Упражнения
|
Коррекционная направленность
|
1.
|
С большими мячами
(волейбольный, баскетбольный, пляжный)
а) Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя.
б) Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя, присев, стоя.
в) Катание мяча вдоль гимнастической скамейки
|
Дифференцировка усилия и расстояния.
Глазомер, координация и точность движения, дифференцировка усилия и направления движения.
Точность направления и усилия
|
2.
|
а) Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками.
б) Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол
|
Координация движений рук, точность направления и усилия.
Быстрота переключения зрения
|
3.
|
а) Бросок мяча в стену и ловля его.
б) То же, но ловля после отскока от пола.
в) То же, но ловля после хлопка в ладони.
г) То же, но ловля после вращения кругом, приседания
|
Координация движений рук.
Зрительная дифференцировка направления движения, ручная ловкость, ориентировка в пространстве, равновесие, распределение внимания
|
4.
|
а) Перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета).
б) То же, но ловля после отскока от пола.
в) То же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение кругом, приседание и др.
|
Пространственная ориентировка, дифференцировка усилий, направления, расстояния, времени, быстрота переключения внимания
|
5.
|
а) Ведение мяча на месте правой, левой рукой.
б) То же в ходьбе
|
Дифференцировка усилия и направления движения, координация движений рук, концентрация внимания и зрительный контроль
|
6.
|
С набивным мячом (1 и 2 кг)
Поднять мяч вверх, вперед, вправо, влево
|
Дифференцировка усилий, развитие силы рук, плечевого пояса, укрепление «мышечного корсета»
|
7.
|
а) Ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди 30 с.
б) Ходьба с мячом в руках, удерживая его за головой 30 с.
|
Удержание вертикального положения при дополнительной нагрузке, статическая сила рук и плечевого пояса
|
8.
|
а) Наклоны туловища вперед, вправо, влево с удержанием мяча на груди.
б) То же, с удержанием мяча за головой
|
Координация крупной моторики, устойчивость к вестибулярной нагрузке, укрепление «мышечного корсета»
|
9.
|
Лежащий слева (справа) мяч поднять вверх, подняться на носки, зафиксировать положение 5 с, опустить на пол справа (слева)
|
Способность воспроизводить направление и амплитуду движения. Сила мышц плечевого пояса, удержание правильной осанки
|
10.
|
Приседание с удержанием мяча на вытянутых руках перед собой, над головой, сохраняя осанку
|
Способность контролировать положение тела и его звеньев (рук с мячом) в пространстве, сила мышц рук и плечевого пояса, удержание заданной позы
|
11.
|
Из положения сидя, ноги врозь, наклоны вперед с мячом в руках
|
Гибкость в поясничном отделе, способность воспроизводить ритмические усилия, координация крупной историки
|
12.
|
а) Перекатывание мяча руками в парах сидя на полу, ноги врозь.
б) Перекатывание мяча, толчком от себя двумя ногами
|
Способность регулировать силу мышечного напряжения, дифференцировка пространства, точность воспроизведения движения по силе, амплитуде, направлению, развитие силы разгибателей ног
|
13.
|
Прокатить мяч так, чтобы с расстояния 2-3 м сбить кеглю
|
Точность усилия и пространственной дифференцировки, координация движений
|
14.
|
Стойка на мяче, руки в стороны, за голову, за спину, сохраняя правильную осанку
|
Сохранение вертикальной позы в условиях ограниченной опоры
|
15.
|
Сидя на полу в круге упор сзади, зажав мяч между стопами, перенести его партнеру вправо на 30, 60, 90 см и т.д., пока не закончится полный круг
|
Дифференцировка мышечных ощущений, способность регулировать положение тела в пространстве, различать и отмеривать расстояние, развитие силы мышц ног и брюшного пресса
|
Коррекция осанки
Коррекция осанки
Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут.
Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее типичные ее формы.
Для определения вида нарушения осанки предлагается таблица, в которой перечислены все признаки отклонений осанки от нормы.
Типичные нарушения осанки.
1. Вялая осанка. Голова опущена, грудь и спина уплощены, плечи сведены, ноги слегка согнуты.
2. Сутулость. Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены вперед, живот выпячен.
3. Лордоз. Чрезмерный прогиб поясничного отдела позвоночника.
4. Сколиоз. Боковое искривление позвоночника. Асимметрия плечевого пояса
|
Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника.
У многих умственно отсталых школьников мешковатая осанка, движения неловкие, походка напряженная и неустойчивая. Встречаются дети с явными парезами или параличами отдельных мышечных групп.
Дети, как правило, имеют представление о правильной осанке и могут продемонстрировать ее достаточно точно, особенно у вертикальной стены, но тут же нарушают ее при выполнении физических упражнений, в бытовых движениях, ходьбе, сидя за партой.
При коррекции осанки у младших школьников с умственной отсталостью необходимо руководствоваться следующими положениями.
1. В основе формирования осанки лежит гармоническое развитие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
2. Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание и др.
3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, освещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.
4. Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений на все группы мышц, с другой - специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенного типа осанки.
Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника
(начальная стадия)
№ пп
|
Упражнения
|
Коррекционная направленность
|
1.
|
«Кошечка». Из положения стоя на четвереньках - опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника
|
Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость
|
2.
|
«Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс - прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется со страховкой
|
Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость, симметричность движений
|
3.
|
«Ванька-встанька». Из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми к груди и обхваченными руками, - перекат назад и воз-
вращение в исходное положение без помощи рук
|
Укрепление мышц туловища, координация движений, дифференцировка мышечных ощущений, ориентировка в пространстве
|
4.
|
«Птица». Из положения сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) - наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук
|
Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль за положением частей тела в пространстве
|
5.
|
«Змея». Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед - медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову
|
Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление
силовыми и временными характеристиками движения, устойчивость
к вестибулярному раздражению
|
6.
|
«Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за спину - поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке»
|
Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины
и живота
|
7.
|
«Пловец». Из положения лежа на груди - движение руками, как в плавании брассом на груди, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений, не касаясь руками пола
|
Укрепление мышц туловища, координация и симметричность движений, дифференцировка пространственных
и временных характеристик движения
|
8.
|
«Рыбка». Из положения лежа на животе, руки на предплечьях на полу, пальцы вперед – медленно разгибая руки, поднять голову, прогнуться во всех отдела позвоночника и коснуться ступнями ног, согнутых в коленях, до головы
|
Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, укрепление мышц туловища
|
9.
|
«Свеча». Из положения лежа на спине, руки за голову - сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и медленно опустить в исходное положение
|
Сила мышц брюшного пресса, координация движений, пространственная
ориентация, регулирование амплитуды движения
|
10.
|
«Велосипед». Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища и подняв ноги до вертикального положения - имитация движений велосипедиста, сначала медленно, с постепенным ускорением
|
Сила мышц брюшного пресса, координация и ритмичность движений,
дифференцировка темпа движений
|
11.
|
«Стрелка». Из положения лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая упирается в пол на уровне плеча - отведение левой ноги вверх. То же - на левом боку с отведением правой ноги
|
Укрепление боковых мышц туловища, живота и ног, координация
движений
|
12.
|
«Маятник». Из исходного положения лежа на спине, руки в стороны - поднять ноги на 900 и, не разводя их, опустить справа от себя, снова поднять
вверх и опустить слева от себя, не отрывая плеч от пола
|
Укрепление мышц живота и боковых мышц туловища, координация
движений, ориентация в пространстве, волевое усилие
|
Упражнения для коррекции круглой (сутулой) спины
№ пп
|
Упражнения
|
Коррекционная направленность
|
1.
2.
3.
|
«Кошечка»
« Змея»
«Лодочка»
|
Гибкость грудного отдела позвоночника, удержание осанки в динамических упражнениях и статических позах
|
4.
|
«Кроль». Стоя перед зеркалом, вращение рук назад, имитирующее движения руками в кроле на спине, постепенно увеличивая темп движений. Контролировать положение плечевого пояса
|
Увеличение подвижности плечевых суставов. Укрепление мышц спины и плечевого пояса. Ритмичность и координация движений, регулирование темпа движений
|
5.
|
«Насос». Стоя перед зеркалом в позе правильной осанки - наклоны туловища вправо и влево, скользя руками вдоль туловища. Контролировать положение плечевого пояса
|
Укрепление боковых мышц туловища, устойчивость вестибулярного аппарата, регулирование позы
|
6.
|
«Штанга». Из положения стоя перед зеркалом с гимнастической палкой за плечами - наклон туловища перед до горизонтального положения, неотрывно глядя в глаза своего зеркального отображения
|
Укрепление мышц туловища, гибкость грудного отдела позвоночника, зрительный контроль за регулированием позы, симметричность движений
|
7.
|
«Лук». Стоя вплотную спиной к гимнастической стенке, хватом за рейку на уровне плеч - про гнуться в грудном отделе, выпрямив руки и вернуться в исходное положение
|
Гибкость грудного отдела позвоночника, координация движений, растягивание мышц брюшного пресса
|
8.
|
«Обезьянка». Из положения стоя на 4-й рейке снизу лицом к гимнастической стенке, хватом двумя руками на уровне пояса - глубоко присесть, разгибая руки
|
Укрепление мышц рук, плечевого пояса и туловища, ориентировка в пространстве
|
9.
|
«Силач». Из положения лежа на животе с гантелями (по 1 кг) в руках, руки в стороны - слегка вытянуть шею, прогнуться в грудном отделе, отвести руки в стороны, сблизить лопатки и приподнять ноги: вернуться в исходное положение, расслабить руки
|
Гибкость грудного отдела позвоночника, статическая сила рук и плечевого пояса, симметричность усилий
|
10.
|
«Орел». Из положения лежа бедрами поперек гимнастической скамейки, ноги закреплены (партнер держит голеностопы) руки за голову - наклон вперед с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах, голову поднять, локти отвести в стороны, зафиксировать позу и вернуться в исходное положение, расслабиться
|
Гибкость грудного отдела позвоночника, растягивание мышц передней стороны туловища, ориентировка в пространстве, симметричность движений, устойчивость вестибулярного аппарата
|
11.
|
«Замок». Из положения сидя на полу, скрестив ноги - левая рука заводится за спину ладонью наружу, правая, согнутая в локте, переносится через плечо ладонью вовнутрь, сцепить пальцы в замок. То же с другой руки
|
Координация движений рук и кисти, растягивание мышц плечевого пояса, ориентировка в пространстве, точность движений
|
Упражнения для коррекции кругловогнутой спины
№ пп
|
Упражнения
|
Коррекционная направленность
|
1.
|
«Петушок». 1) Стоя на одной ноге, опираясь боком на гимнастическую стенку, согнуть ногу в колене, захватить ее за голеностоп и подтянуть пятку к ягодице. То же на другой ноге.
2) То же, из положения лежа на животе.
3) То же, с подтягиванием обеих ног к ягодицам
|
Растягивание мышц передней поверхности бедер
|
2.
|
«Столбик». Стоя на коленях, руки вдоль туловища, подбородок прижат - наклон туловища назад, сохраняя прямую линию от коленей до головы
|
Растягивание мышц передней поверхности бедер, равновесие, дифференцировка амплитуды движения
|
3.
|
«Махи». Стоя боком у гимнастической стенки, держась за рейку – мах ногой вперед и назад, стараясь достать ягодицу. То же, стоя другим боком
|
Растягивание мышц передней поверхности бедер
|
4.
|
«Дровосек». Из положения стойки ноги врозь, руки в замок – замах руками вверх и резкий наклон вперед, ноги не сгибать
|
Растягивание мышц спины, ритмичность движений, устойчивость вестибулярного аппарата
|
5.
|
«Книжка». Из положения сидя на полу, ноги врозь - наклоны вперед до касания лбом коленей
|
Растягивание мышц спины
|
6.
|
«Паук». Ходьба в глубоком наклоне, захватив голеностопы руками
|
Растягивание мышц спины, ориентировка в пространстве
|
7.
|
«Рак». 1) Из положения лежа на животе - поочередное поднимание прямых ног назад - вверх.
2) То же, из упора на коленях
|
Укрепление мышц задней поверхности бедер и спины, координация
движений
|
8.
|
«Лодочка»
|
Укрепление мышц задней поверхности бедер и спины
|
9.
|
«Велосипед »
|
Сила мышц брюшного пресса
|
10.
|
«Ножницы». Из упора сидя сзади - скрещивание прямых ног
|
Сила мышц брюшного пресса
|
11.
|
«Цифры». Из положения лежа на спине и подняв ноги вверх до прямого угла - написание прямым и ногами цифр 1, 2, 3... по большой амплитуде, но не касаясь пола. После каждой цифры - отдых, который постепенно сокращается и исключается совсем. Проводится в соревновательной форме - кто больше напишет цифр (или букв)
|
Сила мышц брюшного пресса, координация движений, образное мышление, волевое усилие, точность движений, ориентировка
в пространстве, регулирование амплитуды движений
|
12.
|
«Тяжелые ноги». 1) Из положения лежа на спине с зажатым между коленями набивным мячом (2 кг) - согнуть ноги, приподняв до угла 450 и медленно вернуться в исходное положение.
2) То же, зажав набивной мяч между лодыжками.
3) То же, но удержание прямых ног с грузом на высоте
10-20 см от пола, в течение 5-10 с
|
Сила мышц брюшного пресса, дифференцировка усилий и пространства, координация и точность движений, волевое усилие
|
Упражнения для коррекции плоской спины
№ пп
|
Упражнения
|
Коррекционная направленность
|
1.
|
«Лодочка»
|
Укрепление силы мышц спины
|
2.
|
«Пловец»
|
Укрепление силы мышц спины
|
3.
|
«Ящерица». 1) Из положения лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга, - перевести руки на пояс, приподняв голову и плечи, лопатки соединить. Удержать это положение как можно дольше, не задерживая дыхание.
2) То же, но кисти рук пере водить к плечам, за голову
|
Укрепление силы мышц спины, дифференцировка пространственных характеристик движения, удержание осанки в непривычной
позе, волевое усилие, координация движений
|
4.
|
«Бокс». 1) Из положения лежа на животе, подняв голову и плечи, руки в стороны - сжимать и разжимать
кисти рук.
2) То же, но поочередно сгибая и разгибая руки вперед - вверх (бокс)
|
Укрепление мышц спины, развитие мелкой моторики, управление временными характеристиками
движения, соразмерность и точность движений
|
5.
|
«Рак»
|
Укрепление силы мышц спины
|
6.
|
«Пушка». Из положения лежа на животе - толкание от себя набивного мяча (1-2 кг)
|
Сила мышц спины и плечевого пояса, координация движений и соразмерность усилий, удержание
Осанки в необычных условиях
|
7.
|
«Угол». 1) Из положения виса на гимнастической стенке - переменное поднимание согнутых в коленях ног. 2) То же, но поднимание прямых ног.
3) То же, но одновременное поднимание обеих ног
|
Укрепление мышц передней поверхности бедер
|
8.
|
«Свечка». 1) Из положения лежа на спине - поочередное поднимание прямых ног.
2) То же, но одновременное поднимание прямых ног.
3) То же, с отягощением (набивным мячом) между лодыжками
|
Силы мышц передней поверхности бедер, дифференцировка усилий, координация движений, волевые усилия
|
9.
|
«Пистолетик». 1) Стоя боком у гимнастической стенки, держась за рейку на уровне пояса – присесть на одной, другая – вперед, встать, опираясь на стенку.
2) То же на другой ноге
|
Сила мышц передней поверхности бедер, координация движений, сохранение осанки при динамических движениях
|
Коррекция прыжков
Коррекция прыжков
Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой.
Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.
Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.
Физические упражнения для коррекции прыжков
№ пп
|
Упражнения
|
Коррекционная направленность
|
1.
|
Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 900
|
Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве
|
2.
|
Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10-15 м
|
Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног
|
3.
|
Прыжки через скакалку на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад
|
Согласованность и ритмичность движений дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости
|
4.
|
Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5-6 прыжков подряд)
|
Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность
|
5.
|
Прыжок с места вперед - вверх через натянутую веревку на высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук
|
Дифференцировка направления усилий, согласованность движений рук и ног скоростно-силовые качества
|
6.
|
Прыжки на двух ногах через набивные мячи из полуприседа с взмахом рук
|
Дифференцировка расстояния и усилий, согласованность движений ног, развитие силы разгибателей ног
|
7.
|
Выпрыгивание вверх из глубокого приседа
|
Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног
|
8.
|
Прыжки с зажатым между стопами мячом
|
Координация движений, точность кинестетических ощущений
|
9.
|
Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40-50 см, с последующим отпрыгиванием вверх
|
Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества
|
10.
|
Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик)
|
Соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества
|
11.
|
Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок
|
Координация движений рук и ног, ритмичность движений
|
12.
|
Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку
|
Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через»
|
13.
|
Прыжки через обруч:
а) перешагиванием;
б) на двух ногах с между скоками;
в) на двух ногах
|
Укрепление свода стопы, ритмичность и со- размерность усилий, координация движений рук и ног
|
14.
|
Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, счет - поворот на 900 на каждый 4-й
|
Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля
|
Коррекция расслабления
Коррекция расслабления
Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напряжение, как во время выполнения физических упражнений, так и остаточный повышенный тонус после его окончания, особенно после метания, лазанья по гимнастической стенке, упражнений, выполняемых на высоте, неустойчивой опоре после и во время вновь изучаемых сложных движений.
Физические упражнения для коррекции расслабления
№ пп
|
Упражнения
|
Коррекционная направленность
|
1.
|
«Плети». И.п. - стойка произвольная, махи расслабленных рук вправо и влево, как «плети», при небольшой ротации позвоночника
|
Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти
|
2.
|
«Покажи силу». И.п. – основная стойка, ноги на ширине плеч:
1 - руки в стороны;
2 - руки к плечам, кисти в кулак;
3-4 - максимально напрячь мышцы рук;
1-4 - расслабить мышцы рук – «стряхнуть воду» с пальцев рук
|
Напряжение, расслабление мышц рук, быстрота переключения, образное мышление
|
3.
|
«Бабочка». Бег на носках мелкими шагами со взмахом рук по большой амплитуде, как машут крыльями бабочки
|
Пластичность, выразительность движений, дифференцировка амплитуды и симметричности движении, образное мышление
|
4.
|
«Вертолет». То же, но движения асимметричные: правая вверх – в сторону, левая - вниз - в сторону
(со сменой положения)
|
Пластичность, выразительность, координация асимметричных движений, образное мышление
|
5.
|
«Балерина». И.П. - основная стойка;
1-2 - встать на носки, руки вверх - наружу, потянуться за руками;
3-4 - дугами в стороны - вниз, расслабленно скрестить руки на груди, голову наклонить вниз
|
Равновесие, точность, выразительность, пластичность движений,
дифференцировка амплитуды, расслабление
|
6.
|
«Обними себя». И.П. – основная стойка;
1 - руки в стороны, вдох;
2-3 - крепко обнять себя за плечи, напрячь мышцы рук, выдох;
4 - руки вниз, расслабленно
|
Напряжение - расслабление, координация движений
|
7.
|
«Удивились». И.п. - основная стойка;
1 - поднять плечи, вдох;
2 - опустить плечи, выдох;
3 - поднять плечи, развести руки, вдох;
4 - опустить плечи, и.п., выдох.
Темп медленный. После 6-8 повторений расслабить мышцы плечевого пояса
|
Напряжение - расслабление, координация движений и дыхания, эмоция удивления
|
8.
|
И.П. - стойка ноги врозь, набивной мяч (1-2 кг) в руках внизу;
1 - руки вверх, прогнуться, посмотреть на мяч, вдох;
2 - в И.П., выдох;
3 - наклоны вперед, прямые руки вперед, посмотреть на мяч, вдох;
4 - и.п., выдох.
Темп медленный. После 5-6 повторений положить мяч, опустить плечи, встряхнуть руки
|
Развитие силы мышц плечевого пояса, координация движений и дыхания, переключение на расслабление в фазе отдыха
|
9.
|
И.П. - сидя или стоя. Сжимание-разжимание кистей с постепенно увеличивающимся темпом движений. По сигналу - отдых, расслабление – «стряхнуть воду с пальцев»
|
Развитие мелкой моторики рук, дифференцировка темпа движении,
расслабление
|
10.
|
И.П. - сидя по-турецки. Выполнить позу прав ильной осанки: расправить плечи, туловище прямое, подбородок приподнят, плечи опустить. Закрыть
глаза, фиксировать позу 20 с. Во время отдыха (20-30 с) лечь на спину, ноги согнуть в коленях, руки в стороны - расслабиться
|
Сохранение вертикаль ной позы без зрительного контроля, переключение, дифференцировка времени, расслабление
|
11.
|
И.П. - лежа на спине. Сделать глубокий вдох и напрячь все мышцы тела в течение 10 с (отсчитать 10 с мысленно, про себя), максимально расслабить все мышцы, глубокое дыхание
|
Развитие статической силы, дифференцировка (отмеривание) времени,
волевое усилие, расслабление, контролируемое дыхание
|
12.
|
«Велосипед». Из упора сидя сзади поднять ноги на угол 450, выполнить «педалирование» В течение 20 с, опустить ноги, согнуть колени, руками «потрясти» мышцы голени
|
Развитие силы мышц ног и брюшного пресса, расслабление мышц ног с элементами самомассажа
|
13.
|
И.П. - основная стойка. Круговые движения кистей, круговые движения предплечий, круговые движения в плечевых суставах с постепенно увеличивающейся амплитудой (расслаблено, за счет инерции) расслабление – «бросить» руки
|
Развитие гибкости, мелкой и крупной моторики рук, регулирование темпа
и амплитуды движений, умение использовать инерционные силы
|
14.
|
Прыжки на скакалке на двух ногах в высоком темпе - 30 с, прыжки на скакалке с междускоками в медленном темпе – 30 с, повторить – 3-4 раза
|
Активизация дыхательной и сердечно-сосудистой систем, координация движений рук и ног, умение выполнять «сильные» и расслабленные» прыжки, переключение и дифференцировка темпа
|
15.
|
Бег с высоким подниманием будра у опоры с переходом на расслабленный бег «трусцой».
|
Быстрота движений, способность к переключению и расслаблению, дифференцировка усилий и темпа движений
|
16.
|
«Скалолазы». Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз с переходом на соседнюю стенку и доставанием флажка. После упражнения: поднять руки вверх, последовательно расслабить все мышцы: «уронив.) кисти, предплечья, плечи, согнуть тазобедренные, коленные, голеностопные суставы - сесть на пол
|
Преодоление чувства страха, координация движений рук и ног, дифференцировка усилий, профилактика плоскостопия, последовательное расслабление разных звеньев тела
|
17.
|
«Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за голову - поднять голову, грудь, ноги. Зафиксировать позу на 5 с, расслабить все мышцы, опустив голову на руки и согнув ноги в коленных суставах, «поболтать» ногами
|
Статическая сила мышц позвоночника, укрепление мышечного корсета,
Расслабление мышц туловища и ног
|
18.
|
Стоя у опоры - расслабленные махи ног вперед и назад
|
Регулирование произвольного расслабления, гибкость
|
19.
|
Сидя, руки расслаблены;
1-4 круговых движения головой вправо;
5-8 круговых движения головой влево
|
Расслабление мышц шеи, устойчивость вертикальной позы при раздражении вестибулярного аппарата
|
Коррекция ходьбы
Коррекция ходьбы
У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища.
Ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.
Физические упражнения для коррекции ходьбы
№ пп
|
Упражнения
|
Коррекционная
направленность
|
1.
|
«Рельсы». Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга.
|
Дифференцировка расстояния, глазомер
|
2.
|
«Не сбей». Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п.
|
Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния
|
3.
|
«Узкий мостик». А) Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги. Б) Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии.
|
Развитие равновесия точности движения
|
4.
|
«Длинные ноги». По команде: «Длинные ноги идут по дороге» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде: «Короткие ножки идут по дорожке ходьба в полуприседе.
|
Быстрота переключения, дифференцировка понятий длинный, короткий
|
5.
|
«Хлоп». Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!». Первый раз хлопок над головой, второй - перед собой, третий - за спиной
|
Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма
|
6.
|
«Лабиринт». А) Ходьба со сменой на правления между стойками, кеглями, набивными мячами. Б) То же вдвоем, держась за руки
|
Ориентировка в пространстве, согласованность действий
|
7.
|
«Встали в круг». Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки
|
Согласованность коллективных действий дифференцировка понятий большой - маленький, вправо - влево
|
8.
|
«Гусеница». Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего
|
Координация и согласованность действий
|
9.
|
«Коромысло». Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку
|
Координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом
|
10.
|
«Ходим в шляпе». Ходьба с мешочком- ком песка на голове
|
Коррекция осанки
|
11.
|
«Кошка». Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт, делая движения руками, сгибая и разгибая пальцы, выпуская «когти»
|
Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движений рук и ног, воображение
|
12.
|
«Солдаты». Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа: медленно - быстро
|
Чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий: быстро – медленно
|
13.
|
«Без страха». А) Ходьба по гимнастической скамейке, бревну с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью, со страховкой, самостоятельно). Б) Ходьба по наклонной доске (или скамейке), расправив плечи, руки в стороны
|
Преодоление чувства страха, равновесие, ориентировка в пространстве
|
14.
|
«Ловкие руки». Ходьба с предмета- ми в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки с заданиями: А) На каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх. Б) Круговые движения кистями. В) Круговые движения в плечевых суставах. г) передача предмета из правой руки в левую впереди себя, из левой в правую - за спиной
|
Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие - мелкой моторики кисти
|
15.
|
«Каракатица» Ходьба спиной вперед
|
Координация движений, ориентировка в пространстве
|
16.
|
«Светло - темно». Ходьба с закрытыми и открытыми глазами. А) 5 шагов с открытыми глазами, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух). Б) Открывать глаза по команде «светло» закрывать - по команде «темно». В) Ходьба с закрытыми глазами к источнику звука (колокольчик, свисток)
|
Ориентировка в пространстве без зрительного контроля; дифференцировка понятий светло - темно; ритмичность движений. Ориентировка в пространстве по слуху
|
17.
|
«Мишка». А) Ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок. Б) Ходьба по массажной дорожке, босиком. В) Ходьба босиком по траве, песку, гравию
|
Профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки
|
18.
|
«Хоп». Ходьба с остановками по сигналу. По сигналу «Хоп» - остановка, по сигналу «Хоп-хоп» - поворот кругом
|
Внимание, быстрота реакции на сигнал, сохранение устойчивой позы
|
19.
|
«Волны». Ходьба с регулированием темпа громкостью команд (или музыки). При команде шепотом или тихой музыке - медленная ходьба на носках, движение рук изображает волны; при средней громкости - быстрая ходьба с сильными волнами; при громкой - переход на бег
|
Концентрация внимания, дифференциация громкости звука и сопоставление с темпом движений плавность, выразительность движений, воображение
|
20.
|
«Та-та-та». Ходьба с притопыванием в заданном ритме и соответствующем проговариванием звуков «Та-та-та»
|
Усвоение заданного ритма движений
|
21.
|
«Хромой заяц». Ходьба одной ногой по гимнастической скамейке. другой - по полу
|
Координация и согласованность движений ног и туловища
|
22.
|
«По канату». А) Ходьба вдоль по канату, руки в стороны. Б) Ходьба по канату боком приставными шагами, руки в стороны
|
Развитие равновесия, профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки
|
23.
|
«Козлики». В парах - ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг другу, руки за голову. При встрече разойтись, удержавшись на скамейке и сохранив правильную осанку
|
Сохранение динамического равновесия, удержание вертикальной позы на ограниченной опоре
|
Статья в газете "ВЕСТИ" "С любовью к каждому"
Хочется выразить огромную благодарность и сказать душевное материнское спасибо Затонской Елене Валериевне.
Наши дети не простые, они особенные, потому что у каждого из них серьёзное заболевание. А потому кроме физических неудобств, у наших детей зачастую бывает плохое настроение или нежелание что-либо делать. Но вот когда они встречаются с Еленой Валерьевной, они преображаются, потому что наш педагог, которая ведёт группу ЛФК при спорткомплексе «Олимп» - человек неравнодушный, она ищет подход к каждому ребёнку.
На занятия наши детки ходят в группу три раза в неделю по 45 минут. И они ждут этих занятий, потому что там- Елена Валерьевна. И если ребёнок пришёл не в настроении, она тут же его «закрутит-завертит», шутками-прибаутками отвлечёт и, смотришь, ребёнок уже улыбается, и глазки уже святятся.
А что нам, родителям, ещё надо, как ни счастливые глаза своего ребёнка, которые становятся таковыми благодаря педагогу?! Общаясь с Еленой Валерьевной, кажется, что она любит буквально каждого ребёнка, каждого она готова обнять, согреть, дать ему то, что только в её силах.
Дорогая наша Елена Валерьевна, желаем Вам в Вашей жизни только светлых, радостных дней, благополучия Вашей семье, а главное- здоровья Вашим детям!
Надежда Сухорукова от имени родителей группы ЛФК
|